Об итогах работы проекта Департамента культуры г.Москвы «Открытая сцена» (2001-2011 г.г.).
Об итогах работы проекта Департамента культуры г.Москвы «Открытая сцена» (2001-2011 г.г.).
К концу 20 века начался заметный отток зрительской аудитории из театральных и концертных залов. Объяснялось это крайне сложной политической и экономической ситуацией, сложившейся в стране в 90-х годы. В этот период процессы стагнации затронули многие сферы культуры, в том числе и репертуарные театры. В годы тотального падения производства и массового обнищания людей театрам было предложено выживать самим. Во главе угла экономически обнищавшего театра 90-х годов оказалась финансовая составляющая. Началось сползание отечественного театрального искусства в сторону повсеместного распространения примитивных с художественной и профессиональной точки зрения скороспелых театральных поделок, создаваемых не только частными антрепризами, но рядом государственных театров.
Наметился застой в развитии современной драматургии, фактически прекратился приток в театры молодой режиссуры, выявилось заметное старение театральных трупп из-за крайне скудного притока молодых актерских кадров (не более одного-двух актеров в год в каждом театре). Критики всерьез заговорили о надвигающейся опасности утраты отечественного «режиссерского театра», созданного на рубеже 19-20 веков К.С. Станиславским и Вл.И. Немировичем–Данченко, и, по сути дела, определившего пути развития всего европейского театрального искусства 20 века.
Существовавшие формы государственной поддержки театрального искусства оказались недостаточны для преодоления системного кризиса в отрасли. Учитывая это, Правительством Москвы и Департаментом культуры города Москвы совместно с широкой театральной общественностью города (представителями творческих союзов, высших театральных и музыкальных учебных заведений, средств массовой информации, корпусом театральных и музыкальных критиков) в 2000 году был предпринят ряд шагов по реформированию театрального дела столицы.
В дополнение к текущему финансированию входящих в сеть подведомственных учреждений культуры, была разработана новая стратегия развития театрального дела. Она была направлена на оказание целенаправленной адресной, персональной поддержки творческой молодежи. Мы назвали наш проект «Открытая сцена», имея в виду его открытость для молодых профессионалов и их инновационных идей. С целью реализации проекта была разработана его нормативная база. Принято Положение, регламентирующее работу Общественного экспертного совета по рассмотрению творческих заявок и его ежегодной ротации. Утверждена процедура рецензирования заявок, их публичного обсуждения на заседаниях Совета и тайного голосования по его итогам. Правительством Москвы был утвержден новый порядок бюджетного финансирования получателей грантов и формы их отчетности. Нормативная база проекта «Открытая сцена» была утверждена Постановлением Правительства Москвы от 10 октября 2000 г. № 802 и носила название: «О мерах по дальнейшей поддержке театрального искусства в Москве». Приоритетными были выделены два направления политики Москвы в области театрального и музыкального искусства. Первое – сохранение лучших традиций репертуарного театра путем создания условий, необходимых для обеспечения притока молодых кадров. Второе — внедрение новых форм театрального дела, обеспечивающих организационную и финансовую поддержку со стороны государства инновационных проектов в области театрального и музыкального искусства.
Инновационной составляющей самого проекта «Открытая сцена» стал принцип выделения целевых бюджетных средств не только подведомственным государственным учреждениям культуры, но и некоммерческим театральным и музыкальным коллективам вне зависимости от их юридического статуса. Учитывая новаторский дух самого проекта «Открытая сцена», Департамент культуры города Москвы приступил к его осуществлению в качестве эксперимента. С 2001 года при активном участии широкой театральной общественности Департамент культуры города Москвы начал осуществление адресного государственного финансирования на конкурсной основе молодежных театральных и музыкальных проектов. Был сформирован Общественный экспертный совет, работе которого приняли участие ведущие специалисты в области театрального и музыкального искусства Москвы: драматурги, режиссеры, композиторы, театральные критики, заведующие литературной частью московских театров, профессора высших театральных и музыкальных учебных заведений столицы. Открытое обсуждение заявок участников конкурса на заседаниях Совета и тайное голосование по его завершению позволили Экспертному совету принимать объективные решения о целесообразности выделения бюджетных средств на осуществление того или иного проекта. Информация о принятых заявках размещалась на сайте Департамента культуры. Главное внимание в первые годы было уделено адресной поддержке творческим проектам молодых режиссеров.
По итогам эксперимента, продолжавшегося с 2001 — 2004 гг., проект «Открытая сцена» был признан широкой театральной общественностью и Правительством Москвы успешным и переведен на постоянную основу. С 2004 года проект «Открытая сцена» входит в «Городскую комплексную программу „Культура Москвы“.
Следующим шагом нашей молодежной политики стало утверждение 2007 году Правительством Москвы целостной „Концепции создания наиболее благоприятных условий для поддержки талантливой творческой молодежи и кадрового укрепления репертуарных театров города Москвы“, согласно которой спектр поддержки творческой молодежи со стороны Правительства Москвы был значительно расширен. Это коснулось, прежде всего, расширения деятельности проекта „Открытая сцена“. Помимо поддержки молодой режиссуры драматического театра и театра кукол, в рамках проекта началось оказание адресной организационной и финансовой поддержки режиссерам музыкального театра; музыкантам-исполнителям, работающим в филармонических жанрах; молодым драматургам. Способствовали мы также расширению детского и юношеского репертуара московских театров; учреждению молодежных фестивалей, специальным издательским программам. В отдельных случаях в рамках проекта „Открытая сцена“ гранты на постановку спектакля выделялись и зрелым мастерам, для реализации инновационных проектов. В результате московская публика получила возможность увидеть спектакль Э. Някрошуса „Вишневый сад“ и ряд постановок Д. Крымова.
В итоге реализации проекта „Открытая сцена“ в течение десяти лет (с 2001 по 2011 гг.) позволила открыть целый ряд новых имен режиссеров драматического, кукольного и музыкального театра. Оказать действенное влияние на формирование кадрового резерва режиссерского корпуса по всему спектру профессии: режиссуре музыкального, драматического театра и театра кукол. Афиши московских репертуарных театров обогатились значительным количеством новых постановок.
Среди режиссеров драматического театра, получивших гранты Правительства Москвы; Миндаугас Карбаускис, Евгений Каменькович, Юрий Кантомиров, Дмитрий Крымов, Анатолий Ледуховский, Карен Нерсесян, Дмитрий Петрунь, Николай Рощин, Виктор Рыжаков, Кирилл Серебрянников, Владимир Скворцов, Александр Огарев, Гарольд Стрелков, Борис Юхананов, Игорь Яцко и др. Все они сегодня успешно работают в московских театрах, а некоторые возглавляют столичные театры.
Подлинное развитие отечественного репертуарного театра не может происходить без освоения молодой драматургии, позволяющей театру во все времена быть сопричастным духовному развитию общества. Вот почему в рамках проекта „Открытая сцена“ мы уделяем особое внимание продвижению на столичные подмостки произведений молодой отечественной драматургии. В рамках проекта „Открытая сцена“ ведется отбор и творческая апробация произведений молодых драматургов на профессиональной сцене. За десять лет на сценических площадках города осуществлена постановка более 50-ти новых сценических произведений отечественных драматургов, расширивших текущий репертуар театров Москвы. Помимо этого, в рамках проекта „Открытая сцена“ ежегодно финансируется работа Лаборатории современной драматургии, работающей под эгидой Регионального фонда содействия современной драматургии и редакции журнала „Современная драматургия“. На страницах журнала и в отдельных сборниках публикуются произведения победителей драматургических конкурсов. Многие молодые драматурги получили сначала всероссийскую, а затем и европейскую известность. Среди них Иван Вырыпаев, Ксения Драгунская, Юрий Клавдиев, Владимир Панков, Михаил Угаров и мн.др.
С 2007 года в рамках проекта «Открытая сцена» оказывается целенаправленная поддержка творчеству молодых музыкантов-исполнителей, работающих в филармонических жанрах, на площадках «Дирекции „Открытая сцена“ проводятся концерты „Молодежной филармонии“, в которых принимают участие студенты и аспиранты Московской консерватории, Академии им. Гнесиных, других музыкальных вузов Москвы. Осуществляются инновационные проекты в области музыкального театра. Среди молодых режиссеров музыкального театра, получавших поддержку „Открытой сцены“: Наталья Анастасьева, Василий Бархатов, Жанна Жердер, Михаил Кисляров, Ирина Лычагина, Иван Поповски, Игорь Ушаков, Юрий Хочин и многие другие. Приведу лишь два примера их работы. Оперетта Дм. Шестаковича „Москва-Черемушки“ в постановке Ирины Лычагиной, получившей грант Правительства Москвы, не сходит со сцены театра им. Станиславского и Немировича-Данченко уже семь лет. Василий Бархатов за рекордно короткий срок после своей первой экспериментальной постановки в рамках проекта „Открытая сцена“, стал одним из наиболее востребованных оперных режиссеров страны.
Среди молодых оперных дирижеров, осуществлявших свои первые постановки в оперном театре благодаря грантам Правительства Москвы, следует назвать имена Вячеслава Валеева, Дмитрия Волосникова и Василия Валитова. В настоящее время они успешно работают в московских театрах „Геликон-опера“ и „Новая опера“.
Особое внимание в рамках проекта „Открытая сцена“ уделяется постановкам сценических произведений, адресованных детской и юношеской аудитории. Благодаря полученным на конкурсной основе грантам целый ряд московских театров расширил свой репертуар за счет постановок спектаклей для детей и подростков. К детскому и юношескому репертуару обратились и те театры, которые ранее никогда не работали для детской и подростковой аудитории. В общей сложности детский репертуар московских театров расширился на полтора десятка новых спектаклей, созданных на основе современной и классической драматургии, и адресованных подрастающему поколению. Среди них постановки Константина Богомолова, Евгения Писарева, Нины Чусовой и др. С целью привлечения внимания публики к работам молодых театральных деятелей, Департаментом культуры города Москвы совместно Союзом театральных деятелей Российской Федерации (СТД РФ) и Театральным центром СТД РФ „На Страстном“ в рамках проекта „Открытая сцена“ было учреждено два ежегодных театральных молодежных фестиваля. Это фестиваль «Открытая сцена» и фестиваль дипломных спектаклей «Твой шанс». С 2007 года Московский фестиваль дипломных спектаклей театральных вузов Москвы «Твой шанс», благодаря организационному и финансовому участию Министерства культуры России, был расширен сначала до масштабов всероссийского, а затем и крупнейшего Международного фестиваля театральных школ мира. Фестиваль пользуется большим успехом у творческой молодежи столицы. На московских подмостках на протяжении пяти лет ежегодно играют свои дипломные спектакли студенты практически всех театральных школ мира – от Италии и Франции до США и Китая.
В рамках проекта «Открытая сцена» ежегодно осуществляется организационная и финансовая поддержка специальных издательских проектов, в создании которых участвуют молодые теоретики. За истекший период издано три сборника статей, посвященных спектаклям, поставленным в рамках проекта «Открытая сцена». Авторы статей — начинающие театральные и музыкальные критики Москвы. Финансируется издание узкоспециальной малотиражной искусствоведческой и методической литературы, способствующей профессиональному росту молодых деятелей искусств. Профинансировано издание трех фундаментальных монографий, обобщающих деятельность выдающихся отечественных сценографов, что стало незаменимым подспорьем для молодых сценографов. Готовится к печати монография, обобщающая методику работы в оперном театре Ф.И.Шаляпина, К.С. Станиславского и М.А.Чехова, которая адресована молодым оперным певцам и режиссерам музыкального театра.
Важное направление работы Департамента культуры по поддержке творческой молодежи в рамках проекта «Открытая сцена» — создание и обеспечение деятельности сети свободных сценических площадок. С этой целью в 2003 году Правительством Москвы был создан ГБУК «Центр драматургии и режиссуры п /р. А. Казанцева и М.Рощина», работающий без стационарной труппы. В 2005 году приступил к работе по принципу свободной площадки ГБУК «Театральный центр „Практика“. В 2006 году с целью расширения работы с творческой молодежью была создана ГБУК »Дирекция проекта «Открытая сцена», в уставные цели и задачи которой входит организационное и финансовое содействие молодым творческим коллективам, получившим государственные гранты, но не имеющим необходимого юридического статуса и производственной базы для постановки и проката спектаклей. На трех упомянутых сценических площадках за указанный период было осуществлено в общей сложности более сорока новых экспериментальных постановок. Развитию проекта «Открытая сцена», без сомнений, послужит планируемое расширение театральных площадей «Дирекции проекта „Открытая сцена“. На ее репетиционной базе, на протяжении пяти лет, ведется большая работа по осуществлению самых разнообразных творческих проектов молодых режиссеров драматического и музыкального театра и театра кукол, композиторов, балетмейстеров, вокалистов и инструменталистов, работающих как самостоятельно, так и в содружестве. Четвертый год на базе Дирекции осуществляет свои экспериментальные работы курс режиссеров драматического театра РАТИ (ГИТИСа)- мастерская Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова. На площадках Дирекции ведет свою работу „Молодежная филармония“ и „Лаборатории современной оперы“ под руководством композитора В.Кикты. Ведется театрально-выставочная деятельность, направленная на освещение творческих достижений молодых сценографов. Практика показала, что выставки сценографических работ, подготовленные Дирекцией совместно с Союзом театральных деятелей РФ, вызывают интерес не только у профессионалов, но и у театральной публики. В настоящее время назрела необходимость расширения работы Дирекции „Открытая сцена“ и в сторону осуществления гастрольной деятельности. Имеются в виду гастроли лучших экспериментальных спектаклей проекта „Открытая сцена“ по России и за рубежом.
В развитие проекта „Открытая сцена“ целесообразно продолжить практику освоения высвобождающихся или неэффективно используемых театральных площадок с целью дальнейшего расширения театрального пространства для инноваций в рамках проекта „Открытая сцена“, доказавшего свою жизнеспособность и перспективность в качестве эффективной стартовой площадки для инноваций.
Еще одно направление работы за счет средств, выделяемых на реализацию проекта „Открытая сцена“ – это создание на базе ведущих репертуарных театров города молодежных актерских студий. Их работа направлена на поиск наиболее эффективных путей обновления творческой деятельности репертуарных театров с целью обеспечения притока в них профессиональной актерской молодежи, проходящей в студиях за три года послевузовскую адаптацию. По сути дела, речь идет о современном аналоге творческой стажировки. Для реализации этих задач Департаментом культуры города Москвы были созданы в порядке эксперимента на три года (с 2007 по 2010 г.) две молодежные студии: на базе театров „Мастерская П. Н.Фоменко“ и „Московского драматического театра им. А.С.Пушкина“. Работу возглавили руководители этих двух театров, режиссеры Петр Наумович Фоменко и Роман Григорьевич Козак — признанные мастера с огромным опытом педагогической работы в театральных вузах Москвы. Участие в работе студий молодых актеров, объединенных общими духовными и художественными идеями, обеспечивает их профессиональное становление в благоприятной творческой среде, способствует сохранению принципа театра – дома. Положительные итоги работы обеих студий были отмечены театральной общественностью. Часть выпускников студий вошла в основной состав творческих коллективов «Мастерской П. Н. Фоменко» и театра им. А.С.Пушкина. Три спектакля, поставленные в Мастерской П. Н.Фоменко с участием студийцев, включены в текущий репертуар театра: «Сказки Арденского леса», «Рыжий» и «Алиса в Зазеркалье». В целом, данное направление работы с творческой молодежью (я имею в виду стажировку группы молодых актеров на базе государственных театров) представляется одним из наиболее перспективных в современных условиях. И не только применительно к работе столичных театров, но и в крупных драматических и музыкальных театрах страны, возглавляемых известными мастерами, имеющими опыт педагогической деятельности. Ведение этой работы ведущими театрами страны может осуществляться, так же как и в столице, за счет городского или регионального бюджета. Практика показывает, что создание подобных студий необходимо в связи с длительным отсутствием в стране института творческой стажировки. Его деятельность на протяжении десятков лет успешно осуществлялась Министерством культуры СССР, однако, в 90-е годы в связи с экономическими трудностями, эта форма послевузовской подготовки -крайне важная для профессионального становления выпускников творческих вузов- увы, прекратила свое существование. До тех пор, пока эта практика не будет восстановлена в стране в полном объеме, создание молодежных актерских студий при ведущих театрах страны – реальный выход из создавшегося положения.
За истекшие десять лет Департаментом культуры города Москвы накоплен большой опыт по поддержке профессиональной деятельности творческой молодежи столицы. Мы готовы этим опытом поделиться. С нормативной базой проекта «Открытая сцена», с «Концепцией создания наиболее благоприятных условий для поддержки талантливой творческой молодежи и кадрового укрепления репертуарных театров города Москвы», с методикой финансирования проекта «Бесплатное посещение театров школьниками» можно ознакомиться на сайте Департамента культуры города Москвы по адресу: mosdepkultura. ru.
Ответственный секретарь Общественного экспертного совета Департамента культуры города Москвы по осуществлению проекта «Открытая сцена» — Е.Ф.Горина (Ekaterina-gorina@mail.ru)