Государственное образовательное учреждение города Москвы
«Детская школа искусств № 4»
Адрес: ул. Академика Курчатова, дом №23/13, тел. 942-47-54
Директор – Нестерина Анна Алексеевна
Детская школа искусств № 4 является государственным общеобразовательным учреждением дополнительного образования. Школа была основана в 1979 году и в течение 18 лет имела 3 отделения: музыкальное, изобразительное и отделение общего эстетического образования (ООЭО). Директором школы была назначена Маргарита Сергеевна Санарина — человек большой творческой энергии, энтузиаст своего дела. Это были годы, когда воплощались идеи создания Детской школы искусств — как единого культурно-образовательного центра для детей в каждом районе столицы.
В 1980 г. ДШИ № 4 была переведена в выделенные ей помещения на ул. Конева и Расплетина в двух жилых домах. Помещения небольшие, но свои. У художников появились свои мастерские, у класса ритмики — небольшой зал с зеркалами и станками. Опять пришлось начинать все сначала, и снова закипела работа.
Новый этап в развитии наступил в 1997 г., когда благодаря Префектуре СЗАО, Управе Щукино, Управлению культуры СЗАО г. Москвы и его начальнику Кузнецовой Е.В. школа переехала в новое здание. Однако руководить ею в силу возраста Санарина М.С. уже не могла и школу возглавила Н.Ф. Головина, которая к этому времени была назначена на должность заведующей фортепианным отделом, а с 1995 г. стала заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
После двух лет работы в новом помещении в школе были открыты новые отделения. Среди них: хоровое, где преподают педагоги-профессионалы, специалисты высшей и первой категории; хореографическое, которым руководил А.В. Абриталин, в прошлом танцор петербургского балета современного танца п/у Б. Эйфмана; класс танца-модерн преподает Н.А. Фиксель, ученица американки Марты Грэхем, родоначальницы этого направления. Модерн был выбран неслучайно. Это направление основано на современном пластическом движении. Если классика — это искусство специфически балетное, требующее идеальных данных от ученика, идеальных условий для постановки спектакля, то модерн — это наиболее демократичный вид балетного искусства, позволяющий научить образно мыслить под музыку, развить чувство ритма и дать хорошую физическую подготовку детям, начиная с 5-6-летнего возраста
В 2001 г. совместно с заведующим хоровым отделением, пианисткой, закончившей РАМ им. Гнесиных у профессора Либермана Е.Я., Юрченко Т.Г. была разработана экспериментальная программа театрально-хорового отделения. Появление этой программы было рождено самой жизнью в процессе работы с учащимися хорового отделения, когда возникла необходимость не просто петь песню, а передать ее содержание с помощью движений и театральных образов. Эта программа является единственной в Москве, она была утверждена Методическим кабинетом по учебным заведениям искусств и культуры. И сейчас наши дети, которые учатся на театрально-хоровом отделении, занимаются не только хоровым пением, сольфеджио, игрой на музыкальном инструменте, но и учатся вокалу у заслуженной артистки Улетовой Г.М., актерскому мастерству, сценической речи у молодых преподавателей Елагиной О.И. и Воробьевой М.В., которая также является режиссером и постановщиком всех школьных спектаклей. Уроки танца проводит Гололысова М.Ю., артистка фольклорного балета «Масленица».
За 26 лет существования школы многие ученики закончили учебу с отличием и продолжили свое образование в средних специальных учебных заведениях: в музыкальном училище им. Гнесиных, в музыкально-педагогическом училище № 7, в художественном училище им. Строганова, в архитектурном институте и многих других, всего за эти годы стали профессиональными музыкантами и художниками 15 человек. Двое из них работали и работают в школе: ученица преподавателя Осколковой О.А. -Романова Галина (концертмейстер школы) и ученица преподавателя Грибковой Г.Ю. -Горматюк Елена (преподаватель рисунка и живописи).
Но готовить профессионалов — это не главная наша задача. Много лет назад был определен девиз школы «воспитывать профессионального слушателя и зрителя театральных, концертных и выставочных залов». Директор школы Головина Н.Ф. мечтала, что когда-нибудь сказка повторится и у школы опять появится новое помещение. И это уже будет театральный зал, в котором разместится, и будет жить интересной творческой жизнью созданный на базе хореографического и театрально-хорового отделений детский репертуарный театр «Надежда». И в нём будут идти для жителей округа и всего города балетные и музыкальные спектакли, где артистами будут сами дети, учащиеся Детской школы искусств № 4.
В настоящее время после трагической гибели Головиной Надежды Фёдоровны директором ДШИ № 4 стала Нестерина Анна Алексеевна, бывший заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Детская школа искусств № 4 в настоящее время имеет 4 отделения:
Музыкальное (фортепиано, гитара, аккордеон, балалайка, домра, флейта, блок – флейта, саксофон, ударные инструменты) – для детей с 7 до 15 лет;
Изобразительное (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, история искусств) – для детей с 10 до 15 лет;
Хореографическое (классический танец, народный танец, современное пластическое движение, модерн) – для детей с 7 до 15 лет;
Театрально-хоровое (пение в концертном хоре, постановка детских музыкальных спектаклей) – для детей с 7 до 15 лет.
На каждом отделении работают хозрасчетные подготовительные отделения, куда принимаются дети 4-6 лет.
Также, в школе существует Отделение Общего Эстетического Образования, (от 4 до 6 лет), образовательная программа которого составлена с учётом возрастных особенностей и позволяет развивать в детях эстетическую направленность: музыкальную, изобразительную, и ребёнок к моменту зачисления на бюджетные отделения может выбрать понравившееся направление.
В настоящее время контингент школы составляет 370 человек на бюджетных отделениях и 115 человек на отделениях самоокупаемости.
Школа активно сотрудничает с общеобразовательными школами — № 147 и № 1212, где силами театрально – хорового отделения были открыты филиалы нашей школы. Были заключены договоры о сотрудничестве с директорами общеобразовательных школ, и преподаватели ДШИ № 4 занимаются с учащимися общеобразовательных школ по месту их расположения.
Для учащихся и их родителей в Детской школе искусств № 4 проводятся интересные концерты 3 – 4 раза в году. Среди преподавателей много концертирующих артистов, которые выступают с сольными программами в актовом зале школы.
Ученики школы ведут интересную творческую жизнь. Музыканты выступают на различных окружных и городских фестивалях и конкурсах. Для художников устраиваются тематические выставки в различных выставочных залах города, где юные художники представляют свои работы на суд зрителей, а учащиеся хореографического и театрально-хорового отделений танцуют и поют на театральных и хореографических фестивалях в Москве и даже за рубежом, становясь дипломантами и лауреатами.
Школа тесно сотрудничает с Управой района Щукино, принимая активное участие во всех праздничных мероприятиях и концертах, которые проводятся в округе. Управа, в свою очередь, поддерживает школу материально, выделяя средства на покупку костюмов, световой и звуковой техники.
В 2006 году, в числе первых из Северо-Западного округа, ДШИ № 4 успешно прошла городскую аттестацию как учреждение дополнительного образования г. Москвы. Были утверждены все необходимые образовательные программы, которые соответствуют требованиям современного учебного процесса. Среди них две авторские образовательные программы: преподавателя хореографического отделения Фиксель Н. А. по современному танцу «Модерн» (рассчитана на детей с семи лет, срок обучения 3 года) и преподавателя изобразительного отделения Горматюк А. В. по предмету «Основы изобразительной грамоты» (подготовительный цикл, рассчитана на детей с семи лет, срок обучения 3 года).
Школа занимается внедрением и использованием новых технологий. Учащиеся на театрально-хоровом отделении учатся петь под «минусовые» фонограммы, используя современные радиомикрофоны, на хореографическом отделении при постановках балетных мини-спектаклей с успехом апробируются видео-проекционные клипы, что вносит дополнительный колорит в детские постановки. Школа располагает различными техническими средства, способствующими совершенствованию учебного процесса.
Государственное образовательное учреждение города Москвы «Детская музыкальная школа имени В.В.Андреева»
Адрес: ул. Живописная, д.1, тел. 942-05-52
Директор: Симонова Татьяна Дмитриевна, Заслуженный работник культуры РФ.
ГОУ «ДМШ им. В.В.Андреева» основано в 1968 году.
На основании лицензии школа осуществляет образовательную деятельность по 87 образовательным программам и по 26 специальностям: фортепиано, скрипка, альт, виолончель, гитара, домра, балалайка, гусли, флейта, блок-флейта, кларнет, саксофон, валторна, труба, тенор, баритон, корнет, туба, аккордеон, баян, вокал, ударные инструменты, хоровое пение, фольклор, ритмика, гармонь.
Контингент учащихся – 520 человек, имеется подготовительное отделение и отделение на самоокупаемости.
За годы работы школу окончили 1500 человек, многие из которых окончили средние специальные и высшие музыкальные учебные заведения (около 200).
В школе сложилась гибкая система обучения, предоставляются любые возможности для обучения детей и взрослых, на базе школы проводится Московский открытый конкурс юных исполнителей на русских народных инструментах им. В.В.Андреева, инициатором которого в 1995 году стала наша школа. В помещении школы проводятся районные, окружные и городские мероприятия.
Большое внимание уделяется коллективным формам музицирования – оркестрам, ансамблям, хоровому пению, всего 13 коллективов:
1.оркестр русских народных инструментов
2.оркестр баянистов, аккордеонистов
3.духовой оркестр
4.струнный оркестр
5.младший хор
6.старший хор
7.струнный ансамбль «Классика»
8.ансамбль баянистов-аккордеонистов
9.фольклорный ансамбль
10.струнный ансамбль
11.ансамбль балалаечников
12.ансамбль домристов
13.ансамбль аккордеонистов.
Учащиеся и детские творческие коллективы регулярно участвуют:
— в окружных фестивалях: «Дети России – XXI век», «Наши надежды», камерного ансамблевого музицирования, «Хоровая весна», «Памяти Я.Флиера», духовых оркестров, «Новое поколение», «Весёлый хоровод», «Дорогой музыки длиною в век», «Произведения С.Майкапара»;
— в концертах: «Зарубежная музыка», «Первые шаги», «Музыканты в гости к нам», «Современная музыка», «Перспектива», «Все звёзды»;
— в мероприятиях городского масштаба: «Рождественские встречи», городские отчетные концерты учащихся ДМШ и ДШИ, в фестивалях детского творчества «Новые имена Москвы», в Московских открытых конкурсах юных исполнителей на русских народных инструментах им. В.В.Андреева, хоровых фестивалях, в Московских конкурсах юных исполнителей на русских народных инструментах имени Н.П.Будашкина, в региональных концертах абонементного цикла «Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова представляет», «Классическое наследие».
Учащиеся школы неоднократно становились лауреатами и дипломантами вышеназванных конкурсов и фестивалей. Победителями этих мероприятий были и детские творческие коллективы: ансамбль «Классика», оркестр русских народных инструментов, фольклорный ансамбль, ансамбль баянистов, старший хор.
ГОУ «ДМШ им. В.В.Андреева» сотрудничает с музыкальными колледжами и ВУЗами: Музыкальным колледжем им. А.Г.Шнитке, Музыкальным колледжем им. М.М.Ипполитова-Иванова, Музыкальным колледжем им. Гнесиных, институтом музыки имени А.Г.Шнитке, Российской Академии музыки имени Гнесиных.
В работе коллектива ГОУ «ДМШ им. В.В.Андреева» находят отражения формы и методы экспериментально-инновационного развития.
На отделе струнных народных инструментов обучение учащихся на домре стало возможным с 5-6-летнего возраста благодаря наличию в школе уменьшенных детских домр (1/8, 1/4, 2/4, 3/4); закрепление межпредметных связей в ансамблях учащихся с разными инструментами (домра, флейта, скрипка, фортепиано и гитара); посещение занятий оркестра русских народных инструментов учащимися младших классов (IV по семилетней программе, II по пятилетней программе), как экспериментальное дополнение к учебному плану.
В состав струнного ансамбля «Классика» введены новые инструменты: синтезатор, аккордеон, альт, контрабас. Эта экспериментально-инновационная форма позволила добиться многообразной красочной инструментальной палитры.
Для учащихся фортепианного отдела разработана двухступенчатая модель программы: интенсивный курс обучения для одаренных пианистов и поэтапный цикл развития технической базы для среднего контингента.
На хоровых занятиях учащихся старших классов профессионально ориентированные выпускники дирижируют по одному хоровому произведению под контролем руководителя хора, что вызывает подлинный интерес у всех участников этого творческого процесса.
На теоретическом отделе проводятся тематические уроки по музыкальной литературе в школьном музее В.В.Андреева, а учащиеся старших классов читают лекции, выступают с исполнительскими программами на русских народных инструментах, пропагандируя народное творчество.
Инновационным экспериментом на выпускных экзаменах по сольфеджио отразилось исполнение романсов с аккомпанементом ансамблевым многоголосным составом учащихся-выпускников с включением дополнительного инструментального сопровождения (скрипка, домра, аккордеон).
Отдел баяна, аккордеона практикует концертную форму проведения академического вечера учащихся 1-х классов с участием исполнителей «3-х поколений».
Концертная деятельность ансамбля преподавателей «Родные напевы» закрепилась как эффективная форма коллективной исполнительской работы.
В практику работы отдела духовых и ударных инструментов внедрилось обучение на блок-флейте детей 5-6 летнего возраста.
Увеличилось число учащихся, использующих предоставленную школой возможность специальных занятий на нескольких музыкальных инструментах.
В ГОУ «ДМШ им. В.В.Андреева» собрана библиотека методической литературы по различным видам образовательной деятельности, материалы Городских Педагогических чтений, видеозаписи открытых уроков, Конкурсов педагогического мастерства. На занятиях сольфеджио используются аудиокассеты с записями музыкальных диктантов, на уроках музыкальной литературы используется видеотека «Шедевры мировой оперной классики». Классы музыкально-теоретических дисциплин оснащены учебными пособиями, схемами и таблицами, видеотехникой, магнитофонами и телеоборудование.
Методическая работа в ГОУ «ДМШ им. В.В.Андреева» строится в соответствии с приоритетными направлениями городского методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры, с учетом целей и задач, определяемых образовательными программами.
Преподаватели и концертмейстеры школы показывают высокий профессиональный уровень учебной и методической работы, принимают участие в проведении окружных, городских, региональных методических мероприятиях:
1.семинар по сольфеджио в Научно-методическом центре по художественному образованию Министерства культуры РФ (преподаватель Романюк А.Ф.) на тему «Современные программы, методики и технологии в преподавании сольфеджио на современном этапе»;
2.участие преподавателя музыкально-теоретических дисциплин Никитиной И.П. в конкурсе профессионального мастерства «Лучший преподаватель Детской школы искусств 2003 года», работа отмечена Благодарностью Комитета по культуре города Москвы, Московского городского профессионального союза работников культуры, Объединенного комитета профсоюза работников Детских музыкальных, художественных школ и школ искусств Москвы;
3.показан открытый урок на тему «Связь сольфеджио и музыкальной литературы» для слушателей городских курсов повышения квалификации Детских музыкальных школ и Детских школ искусств города Москвы (преподаватель Романюк А.Ф.);
4.участие в конкурсе профессионального мастерства преподавателей-исполнителей «Лучший преподаватель Детской школы искусств 2002 года» (Дипломант конкурса Бородулина А.А., обладатель специального приза жюри концертмейстер Дынькова С.В.);
5.участие в Фестивале исполнительского мастерства преподавателей и концертмейстеров «Лучший преподаватель Детской школы искусств 2002 года» г. Москвы (фортепианный дуэт Катырева Е.Н. и Туркенич Э.Г. награжден специальным Призом жюри);
6.участие в городских концертах педагогической филармонии (Бородулина А.А., Дынькова С.В., Туркенич Э.Г., Катырева Е.И.);
7.проведение мастер-классов по сольфеджио преподавателем Никитиной И.П. в г.г. Ярославле и Рыбинске;
8.участие в музыкально-теоретической конференции преподавателя Никитиной И.П. в городе Рязани.
9.участие в Конкурсе профессионального мастерства «Лучший преподаватель Детской школы искусств 2004 года» Преподавателю Левиной Т.В. по итогам всех туров присужден Диплом и приз, денежная премия Объединенного комитета профсоюза работников детских музыкальных школ и школ искусств Москвы, а также приз Московского городского профессионального союза работников культуры;
10.участие в концертах городской педагогической филармонии (Катырева Е.И., Туркенич Э.Г., Бородулина А.А. Кривенченко Е.Н., Гоберник Л.Д., Виноградов И.С.);
11.участие в городском концерте в Музее музыкальной культуры имени М.И.Глинки «Золотые страницы русской музыки», посвященном 200-летию со дня рождения М.И.Глинки (Шипицына О.П., Бородулина А.А., Дынькова С.В., Туркенич Э.Г., Катырева Е.И.);
12.проведение регионального семинара в г. Москве для преподавателей сольфеджио музыкальных школ России (преподаватель Никитина И.П.);
13.участие в разработке новых учебных программ для учащихся Детских музыкальных школ и Детских школ искусств (Туркенич Э.Г., Саламатин А.В., Романюк А.Ф., Никитина И.П.).
14.участие в Педагогических чтениях работников детских музыкальных, художественных школ и школ искусств г. Москвы. Преподаватели Чендева Р.Н., Семендяев В.А. провели семинар на тему: «Ансамблевое и оркестровое музицирование на современном этапе обучения в ДМШ» с успешным показом работы оркестра русских народных инструментов;
15.проведение семинара с практическим показом учащихся в г. Волгограде (преподаватель Никитина И.П.).
Публикации научно-методической продукции, разработанной педагогами ГОУ «ДМШ им. В.В.Андреева»:
Учебник для учащихся Детских музыкальных школ «200 примеров для чтения с листа», автор Никитина И.П.
Переиздание учебника для учащихся старших классов ДМШ «Сольфеджио», автор Никитина И.П.
Репертуарный сборник для учащихся струнных отделов музыкальных школ «Детский альбом пьес и ансамблей для скрипки и фортепиано», автор Долженко А.Г., составитель и автор вступительной статьи преподаватель Шипицына О.П.
«Нотная тетрадь для I – VII классов учащихся детских музыкальных школ», автор Никитина И.П.
Переиздание учебного пособия для учащихся и преподавателей ДМШ «Хрестоматия по слуховому анализу», составитель Романюк А.Ф.
Переиздание учебника для учащихся ДМШ «Сольфеджио для III – V классов», автор Никитина И.П.
Сборник: В.Б.Болдырев «Нотная папка балалаечника» для младших классов ДМШ (Лауреат конкурса «Книга года).
Система управления культурно-досуговой деятельностью включает в себя следующие аспекты: планирование, организацию, регулирование, контроль, анализ и корректировку процесса. Управление производится путем перспективного планирования работы школы: на календарный год, на учебный год, на квартал, на месяц, на период каникул.
Организация культурно-досуговой деятельности строится с учетом возрастных и социальных особенностей контингента. Регулируется учебно-образовательным процессом, взаимосвязью с целями и задачами обучения, направленными на формирование художественно-эстетического вкуса учащихся, расширение их кругозора и интеллектуального уровня. Контроль за проведением и анализ состоявшихся мероприятий позволяет корректировать данное направление работы.
Культурно-досуговая деятельность соответствует целям ГОУ «ДМШ им. В.В.Андрева» — это удовлетворение образовательных потребностей в области художественного образования и эстетического воспитания детей и подростков. Ее задача — целенаправленное формирование познавательного комплекса, интереса к музыке, пропаганда художественных ценностей, развитие эмоционального восприятия и понимания музыкальной речи, воспитание чувства патриотизма при обращении к национальным истокам искусства и фольклора, осуществление нравственного воспитания детей, повышение их культурно-образовательного уровня.
Основными формами культурно-досуговой деятельности являются посещения учащимися, их родителями и преподавателями школы концертов, спектаклей, экспозиций в концертных залах, театрах, музеях, а также в школе и на площадках района СЗАО г. Москвы.
Свыше 1000 человек посещают в течение года более 90 мероприятий: абонементные концерты в Большом зале, Малом и Рахманиновском залах консерватории, концертном зале им. П.И.Чайковского, экскурсии в музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки, музей русской гармоники А.Мирека, постановки оперной студии РАМ им. Гнесиных и др.
В ГОУ «ДМШ им. В.В.Андреева» организуются и проводятся концерты мастеров искусств. Среди них выступления:
— дуэта «БИС» Заслуженных артистов России Надежды Бурдыкиной (домра) и Игоря Сенина (балалайка) (2003, 2004 год)
— концерт пианиста Юлиана Гутмана (2004 год)
— творческая встреча с композитором Евгением Дербенко (2004 год)
— концерт профессора МГК им. П.И.Чайковского Владимира Иголинского (скрипка) и профессора РАМ им. Гнесиных Игоря Чернявского (фортепиано) (2004)
— творческий вечер участника Великой Отечественной войны, заслуженного деятеля искусств РФ, члена союза композиторов РФ, профессора кафедры оркестрового дирижирования МГУ КИ С.С.Коняева (2005).
Также проводятся концерты сольные концерты преподавателей школы, аспирантов и студентов средних и высших учебных заведений.
Эти мероприятия повышают культурный уровень учащихся, знакомят с лучшими образцами мировой музыкальной культуры, являются непосредственной профориентацией учащихся старших классов и молодежи.
Система управления социально-педагогической деятельностью регулируется перспективным планированием, подчинена выполнению тематических программ и организуется заместителями директора по учебно-воспитательной работе, в обязанности которых входит организация и проведение внеурочных и внешкольных мероприятий.
Основные направления социально-педагогической деятельности направлены на реализацию образовательных программ в области художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Существующие направления соответствуют основным тематическим программам: «Культура и дети», «Культура и семья», «Культура и пожилые люди», «Культура и инвалиды», «Культура и молодежь», «Москва на пути к культуре мира».
Мероприятия организуются в форме концертов, музыкально-литературных композиций, концертов-лекций, олимпиад. Они проводятся на различных площадках округа: на сцене ГОУ «ДМШ им. В.В. Андреева», в общеобразовательных школах, в библиотеках, в детских садах, в Комплексных центрах социального обслуживания населения, Выставочных залах «Тушино» и «Ходынка», на Лемешевской поляне в Серебряном бору.
В течение года проводится свыше 30 таких мероприятий.
Результатом данного вида работы служат положительные отзывы руководителей учреждений, на базе которых проводятся просветительские мероприятия с художественно-эстетической направленностью.
Воспитывая гражданско-патриотические чувства подрастающего поколения, особое внимание уделяется памятным и историческим датам, таким как: Великая Отечественная война (День Победы, годовщина битвы под Москвой, снятие блокады Ленинграда), День защитника Отечества; даты, связанные с выдающимися личностями: В.В.Андреева, М.И.Глинки, В.А.Моцарта, современных музыкантов и композиторов Е.Дербенко, Е.Птичкина и др.
Школа является инициатором и организатором концертов, на которых выступали: народный артист СССР Иосиф Кобзон, народная артистка России Александра Стрельченко, народная артистка СССР Людмила Зыкина, народный артист России Михаил Рожков, народный артист СССР Павел Нечепоренко.
Продолжаются творческие контакты с коллективом музыкальной школы русских народных инструментов Культурно-образовательного центра «Неллия» г. Риги /Латвия/. В 2005 году в ДМШ им. В.В.Андреева с визитом прибыли преподаватели, родители и учащиеся рижской школы. На сцене ГОУ «ДМШ им. В.В.Андреева» прозвучали выступления оркестра русских народных «Славяне» г. Риги и оркестра русских народных инструментов ДМШ им. В.В.Андреева. Так была открыта перспектива для дальнейшего творческого развития международных отношений.
Систематически проводимые мероприятия повышают культурный уровень учащихся, знакомят с лучшими образцами мировой музыкальной культуры, являются непосредственной профориентацией учащихся старших классов и молодежи.
Школа активно взаимодействует с префектурой, управой, муниципальными собраниями СЗАО г. Москвы.
Наиболее значимые мероприятия получают освещение в средствах массовой информации: в газетах Северо-Западного административного округа публикуются отзывы, проходят трансляции по каналам ТВЦ и «Столица».
Государственное образовательное учреждение города Москвы «Детская художественная школа № 4»
Адрес: ул. Долгова, 12, тел.: 491-98-02
Директор: Сучкова Людмила Андреевна, Заслуженный художник РФ
Государственное образовательное учреждение города Москвы «Детская художественная школа № 4», основанная в 1970 году, достаточно известна в педагогических кругах как школа, дающая основательную начальную, художественную подготовку и творческий потенциал детям, желающим продолжить художественное образование. В первые годы становления школы большую организационную, материальную и методическую помощь школе оказали Строгановское училище, ДХШ № 1 и общеобразовательная школа №822. Первые преподаватели: Б.Н. Безикович, в.н. Полунина, И.М. Князева, Л.Н. Селезнева, М.Т. Сапожников, И.К. Бажора, В.С. Чуйков, Г.Т. Бодрова, Е.Н. Бауман. Первый директор – Безикович Б.Н. Первый набор учащихся – 30 человек, в настоящее время учится 450 человек.
Многие выпускники школы успешно обучались и закончили такие учебные заведения, как МАХУ памяти 1905 года. МАХ им. Сурикова, МВХПУ им. Строганова, МАРХИ, Полиграфический институт, МГПУ и многие другие.
Преподавательский коллектив стремится не только обучать детей основам изобразительного искусства, знакомить с различными видами и жанрами, доступными детям, техниками и приемами работы, а, прежде всего, - научить видеть и понимать прекрасное.
Сегодня в ДХШ № 4 работают преподаватели высокого профессионального уровня. Они щедро делятся с ребятами знаниями и умениями, накопленным опытом собственной жизни и творчества. Директор Сучкова Людмила Андреевна – Заслуженный художник Российской Федерации. Бауман Елена Николаевна – работает с основания школы, кандидат педагогических наук. Преподаватели — это художники, сами принимающие участие во многих выставках.
В настоящее время обучение ведется по 7 предметам: рисунку, живописи, станковой и декоративной композиции, скульптуре, истории искусств, декоративно-прикладному искусству. Обучение ведут 25 преподавателей.
Все в школе основательно: отношения преподавателей и учащихся, само здание, учебные классы, наглядные пособия, методический фонд. Копии с античных скульптур украшают широкие коридоры, классы, придавая особую парадность интерьерам. Отремонтирован выставочный зал.
Большую работу школа проводит по оформлению выставок в библиотеках, кинотеатрах, домах культуры, пансионате № 9 ветеранов войны и труда, в СЗАО г. Москвы.
В школе стали традиционными выставки работ учащихся. Нередки экспозиции, подготовленные преподавателями. Школа сотрудничает с общественным благотворительным Фондом «Новые имена». Участвуя в выставках, организованных Фондом. А Фонд «Новые имена» награждает участников грамотами, дипломами, творческими поездками.
Поиск, стремление достичь лучших результатов позволяют школе идти в ногу со временем, принимать участие в экстремальной, исследовательской работе по созданию новых учебных программ и курсов в свете новых тенденций развития детского творчества.
Этому в немалой степени способствует методические совещания в школе, где каждый преподаватель в течение учебного года делает доклад по выбранной теме.
Так, была подготовлена программа и методика преподавания курса по театральной декорации и костюму. Учащиеся самостоятельно выполняют макеты, эскизы костюмов и декораций. Введение в мир театра, мир условности и игры позволило многосторонне раскрыться природным данным, заложенным в каждом ребенке, в том числе изобразительным способностям.
Значительная работа проделана по разработке методики преподавания курса по станковой и декоративной композиции. По этой теме проведен городской семинар. Слушатели семинара высказали пожелание об издании методического пособия.
Проводимая работа, способствует повышению творческой активности учащихся.
Работы учащихся школы постоянно экспонируются на городских, республиканских, Всероссийских и международных выставках, награждены различными дипломами и призами.
Очень тепло отзываются выпускники школы о годах проведенных в ее стенах. Связь с ними не теряется даже после поступления и окончания художественных ВУЗов. Они приходят и приносят свои работы, просят совета, а иногда помощи и поддержки. Такое сотрудничество помогает и преподавателям школы ближе узнать специфику Московских художественных вузов и училищ. Преподаватели воспитывают у своих учащихся чувство радости от творческого труда, учат ценить настоящее искусство, помогают в жизненном и творческом самоопределении.
Государственное учреждение культуры города Москвы
«Выставочный зал «Тушино»
Адрес: бульвар Яна Райниса, 19, к.1, тел.: 493-14-67
Директор – Панкратова Муза Григорьевна
Государственного учреждения культуры города Москвы «Выставочный зал «Тушино» является учреждением музейно-выставочного типа, создан в 1986 году, находится в ведомственном подчинении Управления культуры СЗАО г. Москвы.
C момента создания ВЗ «Тушино» стал настоящим центром культуры и эстетического воспитания для москвичей и гостей столицы, любимым местом проведения досуга, приобщения к прекрасному.
На сегодняшний день в выставочном зале «Тушино» проведено …..более 400 выставок.
• Выставочный зал активно работает с музеями Москвы и России — в разные годы выставочные фонды показывали:
— Государственный исторический музей,
— Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени,
— Музей истории города Москвы,
— Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева,
— Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства,
— Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева, а также музеи-усадьбы «Кусково», «Архангельское», «Останкино» и многие другие.
Также в выставочном зале «Тушино» проводятся:
• Выставки современных художников России, ближнего и дальнего зарубежья – живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство (батик, шитье, гобелен, керамика, художественное стекло, лаковая миниатюра и др.).
• Персональные выставки и выставки объединений художников, фотографов.
• Выставки студенческих работ художественных учебных заведений Москвы и России (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство).
• Строгановский фестиваль молодых дизайнеров (смотр-конкурс творческих работ учащихся и студентов в области дизайна).
• Выставки в рамках Московского фестиваля студенческого творчества «Фестос» (прикладное и художественное творчество).
• Цикл экологических выставок с демонстрацией живых тропических насекомых, экзотических и певчих птиц, элитных пород кошек, редких видов кактусов, многообразия комнатных растений, флористических композиций из цветов, а также произведения художников и фотографов. Выставки проходят при содействии Общества восстановления и охраны природы города Москвы.
• Выставки духовно-эстетического направленности с участием художественного предприятия РПЦ «Софрино», Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, «Галереи старчества» Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве и др.
• Выставки гражданско-патриотической тематики с участием Студии военных художников им. М.Б. Грекова, Центрального музея Вооруженных Сил, Центрального музея ВВС, общественных организаций и др.
Выставочный зал «Тушино» проводит активную межрегиональную деятельность, активно сотрудничает с различными городами и регионами России: Санкт-Петербургом, Оренбургом, Яр.